В жизни вcегда приходит момент, когда каждая Мама задается вопросом: Как подготовить ребенка к тем или иным переменам в жизни?

  • Когда пора отнимать от груди/отучать от бутылки/соски/от совместного сна с родителями в одной кровати/в одной комнате?
  • Когда пора приучать к горшку/отучать от памперсов?
  • Когда начинать волноваться, что сын (в 99%ах случаев вопросы на эту тему – про мальчиков) НЕ говорит?
  • Когда ребенок готов идти в садик? Когда отдавать? Во сколько?
  • Когда начинать подготовку к школе?

Как подготовить ребенка к переменам в жизни

В каждом из вышеперечисленных вопросов важное лежит на поверхности. Я понимаю, что на первое место в таких проблемных ситуациях выходит моя основная ЗАДАЧА, как психолога – научить вас ЧУВСТВОВАТЬ СЕРДЦЕМ.

Потому что есть два варианта, когда пора: 1) самый безобидный, природой продуманный, минимально травмирующий психику – когда созрели мозговые структуры и ребенок ГОТОВ и физически, и морально; 2) когда ситуация того требует, вы не можете ждать, обстоятельства складываются так, что вот уже прям сегодня/завтра надо.

Мне нравится приводить в пример историю с приучением к горшку. Вариант первый – вы начинаете с рождения, высаживаете ребенка, ловите нужные моменты. Попадаете, конечно, просто потому что уже знаете, когда по времени и после чего это случается. Какие бонусы у вас есть? 1. малыш начинает чувствовать свои границы намного раньше сверстников. Он не любит быть мокрым, грязным. К слову, почти все дети этот дискомфорт чувствуют с рождения и почти все его не любят. Но да, они могут уснуть не чистые, потому что сон побеждает.

Второй вариант – вы дожидаетесь, когда у ребенка созрели мозговые структуры и когда он осознанно подходит к вопросу гигиены и чистоты. На сколько это, конечно, возможно назвать осознанным поведением.  Когда он сам может проанализировать сигналы от органов, которые дошли до мозга, когда может добежать до горшка или туалета, снять с себя трусики и проконтролировать эти дела. Причем, природа продумала всё так, что сначала мы учимся контролировать сфинктер (он сильнее зажимается, с ним проще наладить контакт) и только потом, намного позже мы учимся удерживать свое желание сходить в туалет по маленькому.

Да, именно по этой причине дети намного чаще могут намочить трусики. И продолжают это делать еще много ночей, даже когда днем уже научились держать в себе до туалета.

ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА:

Ехали мы на днях со средней дочкой в садик. Напомню, ей на момент написания данной статьи 5 лет и 3 месяца. Ходит она в казахский садик. Это такой, где все утренники на казахском (нашем государственном языке). И подготовки к школе нет на русском. Поэтому она и не ходит. Хотя старшая дочь ходила в казахскую группу в русском садике. И на подготовительные занятия ходила прямо в садике. Со средней дочкой в плане подготовки к школе пока вопрос висит в воздухе.

Если с первым ребенком стараешься делать всё идеально, а чаще даже опережая любое созревание, то со вторым уже почти не спешишь. Знаешь, что и зубы вылезут, и к горшку приучится. И все остальное будет.

На днях средняя дочка стала произносить вслух номера домов. Ехали мы медленно, по пробкам, поэтому и времени у нее было достаточно. Это я, забегая вперед, хочу пояснить, что такое НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ для формирования навыка. Если вы несетесь по трассе, знаков не разобрать. Если вы устали после работы, уроки лучше не учить – все равно только орать сможете. А это никому счастья не принесет…

Необходимые условия – это медленно и с удовольствием читать, чтобы ребенка заинтересовать. Это специальный стульчик, чтобы малыш доставал до крана и мыла, когда моет руки. Это выключатели на уровне глаз ребенка, чтобы чувствовать себя комфортно и в безопасности. Это мама рядом и всегда готова взять на ручки, то и грудь, и бутылка становятся не очень нужными и сами уходят на второй план. Проблема ведь не в соске. Проблема – в отношениях. И в том, что мы не умеем их строить.

Вы можете дождаться, когда у ребенка сформируется потребность, и он будет готов: чтобы бросить соску, чтобы отказаться от памперсов, чтобы начать читать и писать, чтобы идти в садик, чтобы начать говорить на понятном языке. Это долгий путь, особенно, если вы привыкли многое контролировать и с особым трепетом относитесь к своему перфекционизму. Говорят, от него лечит система FlyLady, снимание с себя обязанностей (мужских по большому счету) и много детей.

Второй вариант. У вас нет выбора (болезнь, больница, командировка, срочные дела, глобальные перемены в жизни) и тогда вы обрываете то, что можно было мягко завершить. Или резко начинаете готовить ребенка к садику/школе. Вы отдали ребенка в школу в 6 лет и теперь понимаете, что поступили неправильно. Но вариант забрать ребенка из школы и отдать в первый класс на следующий год считаете бредом психолога. Ну или испытываете зависимость от мнения окружающих «Они ж сейчас обо мне таакоооое подумают! Нет, пусть лучше ходит!»

Вот при таком раскладе хочется сказать две важных вещи:

1) отключите у себя чувство вины – оно непродуктивно, оно никому в сложившейся ситуации не помогает. А вам еще и любить ребенка мешает. И ребенок это считывает и начинает капризничать;

2) так уж получилось. Теперь важно искать соломинки, за которые можно зацепиться, чтобы справиться с тем, что уже есть.

Отдали ребенка в первый класс в 6 лет, а он не умеет концентрироваться, слушать взрослого, ему трудно сидеть на месте, он шумит и получает «двойки» по поведению? Значит ищите способы, чтобы ПОМОЧЬ ребенку. Он не виноват, что ситуация сложилась таким образом.

Отняли от груди раньше, чем хотели? Не смогли вообще ни дня кормить грудью? Не ругайте себя, прошу! Займитесь делом. Кормите бутылкой, играйте с ребенком, даже если это всего 15-20 минут перед сном, потому что вам еще и работать много надо.

Хотите отнять от груди, потому что устали, не высыпаетесь? Отнимайте! Психологически ребенок впервые к этому готов, когда начинает ходить. Это первый после самого акта рождения признак сепарации (отделения) от мамы. Но будьте добры заменить вашу любовь и ласку, которую ребенок получает в моменты прикладывания на что-то. Это может быть бутылка, соска, игрушка, укачивания, поглаживания. Грудь – это же не еда. Это чувство единения и БЕЗОПАСНОСТИ для малыша. Дайте ему это. Необязательно кормить грудью, чтобы быть прекрасной Мамой.

Малыш не приучается к горшку? Часто мокрая кроватка по ночам? Если влажная простынь сохраняется и после 5тилетнего возраста, уделите внимание вашим отношениям с мужем. До 5-6ти лет иногда намочить кровать – нормально.

Приучение к горшку? Поставьте его на видное место. Зовите гостей с детьми, чтобы они показали, что это за чудо и что с ним делать. Не давите на ребенка. Нет на свете ни одного 40летнего бизнесмена, который ходит в памперсе, меняя его 5 раз в день.

Когда пора отдавать в садик? Если ситуация позволяет, лучше после 3х лет. После – не означает в 3 года и 1 день. Смотрите по ребенку. Он покажет, что ему больше по душе. Сидеть дома, рисовать, лепить или бегать по улице и сотрудничать с другими детьми.

Если совсем туго, отдавайте в частный садик до 1,5 лет. Когда еще нет у малыша страха остаться без мамы. Конечно, лучше всего ребенку до 3х лет быть РЯДОМ с мамой. Но в жизни всякое бывает. И часто мы полагаемся на помощь бабушек. Но здесь множество вопросов, которые с няней за оплату можно обсудить, а бабушке сказать – совесть не позволяет. Ну, или воспитание. Хотя это, конечно, тема для отдельной статьи. Но, забегая вперед, скажу про себя. По моему мнению, лучше няня за оплату, чем потом загребать косяки воспитания из серии «Я дала, чтоб ребенок не плакал».

Отдали в садик после 1,5 лет и до 3х? В сторонку вину. Да, ребенок вероятнее всего будет чаще болеть. Если так, наполняйте его любовью по утрам и вечерам. Когда вы забываете свой телефон и рабочие вопросы в прихожей, а в комнате целиком погружены в игры, чтение, обнимашки.

Не говорит сын? Успокойтесь. Мальчикам положено медленнее развиваться (не всем, не коверкайте мои слова!), такова их природа. Мальчик спокойно может не говорить предложениями до 5 лет. Вот если он и после 5ти не говорит, обратитесь к психологу и логопеду. А лучше сразу к этим двум специалистам одновременно.

Два. Важных. Момента. Не виним себя, что так произошло.

И находим выход из той ситуации, которая ЕСТЬ.

Опыт не бывает плохим, если сделаны выводы.
1 комментарий
  1. Доброго времени! Хочу выразить огромную пре-огромную просто благодарность! Мария! Вы человек большой и широкой души, и все что делаете для других женщин, а значит и для их детей, семей!!! очень ценно! От души желаю , чтобы Ваша школа стала помощницей всех молодых девушек, мамочек и жён! Знания, которыми Вы делитесь от всего сердца, доходят именно туда куда нужно, остаются в твоём сердце! За год, который я знаю Вас и прошла с Вами много тренингов и семинаров в корне изменили мою жизнь и жизнь моей семьи, все те простые советы и практики , казалось бы на первый взгляд, действенные и помогают отбросив все лишнее, увидеть истину! Я долго искала именно эти знания, которые укрепляют отношения в семье, и в последствии укрепляют здоровье детей, ведь где мама с папой любят друг друга, уважают и ценят и дети здоровые и весёлые! Это было когда-то моей мечтой, а сегодня это моя реальность! В этом году у нас 10 годовщина свадьбы, трое замечательных детей и мы счастливы! А год назад мы были на пороге разрыва( даже не хочу вспоминать, и даже не верится, что это было с нами) . Вы не представляете как я Вам благодарна, как благодарна Вселенной за то, что познакомила с Вами! От души желаю Вам женского счастья, любви и больших творческих успехов! Благополучия и процветания Вашей семье!

Отставить отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *